ПАМЯТИ ДИНЫ ВЕРНИ.....
21-го января 2009-го года, не дожив до своего 90-летнего Юбилея всего три дня, ушла из жизни легендарная Дина Верни (настоящее имя - Дина Яковлевна Верникова-Эйнбиндер)... Её парижский адрес – улица Гренель, дом 61 – был знаком практически каждому жителю французской столицы. И не только потому, что имя мадам Верни известно всем без исключения туристам – хотя бы как имя модели запечатленной на скульптурах, что украшают сегодня сад Тюильри. А прежде всего потому, что на улице Гренель, располагается один из самых обаятельных парижских музеев – Музей Майоля. Здесь же находится и Фонд Дины Верни, и её квартира, звонок в которую висит прямо в зрительном зале, около двери, через которую можно подняться в квартиру. Талантливая женщина - знаменитая во Франции, как профессиональная художественная модель, вдохновительница, фаворитка и верная спутница знаменитого скульптора Аристида Майоля, а так же близкая подруга многих известных художников, меценатка и владелица крупнейшей картинной галереи, в бывшем СССР, Дина Верни была более известна, как одна из немногих великолепных женщин-шансонье, записавшая уникальную пластинку русских блатных и лагерных песен, исполнив их в редкостной необычной манере, с пронзительной искренней откровенностью и мощнейшей подачей, благодаря чему уже на протяжении 35-ти лет, эта музыкальная работа до сих пор слушается росийскими ценителями жанра с неизменным и неослабевающим интересом, с годами приобретая всё новых и новых поклонников. На просторах бывшего СССР эта пластинка уже давно является раритетом. Слишком немного оригинальных экземпляров диска попало к нам контрабандой в годы советской власти. Но, тем не менее, эту пластинку до сих пор слушают и переписывают друг у друга знатоки и любители настоящего русского блатного фольклора. И не только слушают. Время от времени, некоторые, причем даже весьма известные исполнители жанра, пробуют "перепевать" песни Дины Верни из её великолепного альбома. И пусть даже у многих артистов довольно приличные голоса, и делают они это с использованием современных аранжировок и приглашенных оркестров, но до сих пор, пока никому ещё так и не удалось не то что бы "превзойти", но хотя бы близко приблизиться к вокальной манере талантливой Дины Верни. Но для французов, конечно, она навсегда останется в памяти прежде всего не как - исполнительница песен, а как - удачливый музейный директор. Организованные ею выставки собирали «весь Париж».
Впервые побывав в СССР в 1959-ом году, уже как состоявшаяся бизнес-леди (в возрасте 40-ка лет), у Дины осталось очень тяжелое чувство о родной стране, в которой практически полностью отсутствовала свобода творческого самовыражения, и после своего первого приезда она покидает родину без особого желания вернуться, но спустя несколько лет Дина Верни всё-таки возвращается вновь, чтобы ещё раз попытаться понять природу современного творчества, развивающегося в условиях противопоставления диктату официального искусства в Советской стране. Бывая наездами в СССР Дину интересовало не только неофициальное и независимое искусство, свободное творчество поэтов и работы писателей-диссидентов, но и ... блатные песни, являвшиеся частью настоящего народного фольклора. Позже, многие советские художники середины 70-х признавались, что Дина Верни изначально вошла в их жизнь именно как певица, и лишь затем как известная парижская галеристка и меценатка. Находясь в конце 60-х начале 70-х годов в СССР и впервые услышав запрещенные музыкальные композиции русского городского фольклора, в полголоса распеваемые на московских кухнях её новыми друзьями-художниками, поэтами и диссидентами, Дина Верни на каком-то фантастически интуитивном уровне смогла прочувствовать весь потенциал, всю горестную и непростую судьбу этих песен, выстраданных русским народом и воспроизведя на Дину неизгладимое впечатление. И, эта неординарная женщина, долгие годы жившая вдалеке от России в центре благопристойной Европы, приехав в начале 70-х в страну Железного Занавеса, где люди всё ещё хорошо помнили жуткие годы сталинской диктатуры, мрачных "исправительно-трудовых" лагерей и ссылок, благодаря услышанным ею песням смогла осознать столь непростые и противоречивые тенденции тогдашней жизни в СССР. И, ей настолько захотелось запомнить большую часть услышанных композиций, что находясь в Москве Дина прямо наизусть в течении месяца выучила целый ряд оригинальных мелодий и текстов (так как вывезти печатные самиздатовские материалы через советскую границу было делом сложным и опасным, а поскольку Дину Верни несколько раз до этого уже вызывали в КГБ по делам советских диссидентов и грозили обысками - ей пришлось воспользоваться лишь собственной памятью, хотя к тому моменту Дине исполнилось уже 55 лет). Всего же тогда ею было разучено 24 песни и вскоре вернувшись в Париж, в 1975-ом году на известной рекордс-студии «Le Chant du Monde» (где записывали свои первые диски-гиганты, культовые советские авторы-исполнители Булат Окуджава (1968) и Владимир Высоцкий (1975), чьи выходы больших пластинок на тот момент в СССР были запрещены) Дина Верни записала и выпустила свой единственный и уникальный сольный альбом: Dina Vierny - «Chants Du Goulag» («Песни Гулага», LDX 274933), в который вошли 13 (по другим сведениям больше) лучших и специально отобранных для альбома песен ("Ванинский порт", Товарищ Сталин", "Окурочек", "Советская лесбийская", "Течет речка" и другие), которые она начала исполнять в Париже ещё до выхода пластинки, причем делала это с неподражаемым обаянием. Записанная ею пластника «песен ГУЛАГа» стал настоящим хитом не только на берегах парижской Сены, но и на берегах Невы и Москвы. Однако, после появления записей альбома Дины Верни в СССР, въезд в страну был для неё закрыт.
Наверняка, она спела тогда эти блатные лагерные песни совершенно не случайно и далеко не ради меркантильной "дани моды", рассчитанной на очередной русско-эмигрантский ресторанный лубок для Западной Европы, ведь она могла спеть и любые другие произведения, но решила исполнить именно эти (довольно специфического содержания). А их тогда, в советской стране, пели все... Талантливая исполнительница Дина Верни смогла спеть эти песни так, как когда-то они были услышаны ею на тесных и прокуренных московских кухнях, при этом великолепно сохранив своим исполнением и донеся до слушателей ту самую неповторимую и давно ушедшую атмосферу квартирно-кухонных "посиделок" представителей московской творческой интеллигенции и подпольного советского андеграунда конца 60-х - начала 70-х годов. И, вполне естественно, что многие исследователи феномена Дины Верни до сих пор задаются непростым вопросом: "Почему же, такая блистательная женщина, вдруг решила внезапно спеть и записать оригинальную пластинку, состоящую из столь "махрового" русского блатного песенного репертуара? Быть может всё-таки, действительно, всё дело обстоит в русских корнях певицы? И, хотя, сама Дина Верни при жизни часто называла себя полноценной француженкой, глубоко в душе она продолжала считать себя - русской женщиной: "Я - француженка, но во мне течет - русская кровь!", - неоднократно любила говорить о себе Дина Яковлевна, словно подчеркивая своим утверждением основные границы своих приоритетов... Потому что всё, что каким-либо интонационным, творческим или смысловым образом было связано с Россией, очень трогало её активную творческую личность, так как у Дины определённо существовал интерес и ностальгия по той старой родной России, как и по всему русскому. А в спетых ею русских классических песнях городского фольклора, Дина Верни - как женщина обладавшая тончайшим творческим чутьём, не могла не заметить много общего с французскими музыкальными аналогами песенного шансона, но так же и столь беспрецендентный и мощный социально-исторический подтекст этих русских песен, взволновавший её до глубины души.
В дейсвительности, жизнь и судьба Дины Верни - это настоящий приключенческий роман, насыщенный захватывающими событиями и невероятными встречами. Судьба, к перепетиям которой невозможно относиться без восхищения - как, каким образом, простая и молоденькая 15-летняя девушка из небогатой еврейской семьи музыкантов из России, смогла реализоваться в столь гигантском пространстве европейской культуры и искусства, и как ей удалось добиться всего того, что ей удалось - это крайне интересно, как такое может получиться у женщины. А то, что Дина Верни - женщина уникальная и оставившая огромный след в культуре Франции, не вызывает никаких сомнений. Её невероятная свобода и энергия, буквально исходившие от неё, сумасшедшая любовь к жизни и гигантская харизма, связанная с её чисто женским началом и конечно немалая доля внутренней смелости и авантюризма - вот основные соствляющие её неординарной личности. Она была страшно энергичная и веселая женщина, от неё просто излучалась положительная энергия и она была очень интереснейшим собеседником.
Молодая Дина Верни была фантастически прекрасна, и можно хорошо понять 73-летнего Аристида Майоля, когда он впервые встретился с 15-летней натурщицей, обладательницей шикарных длинных волос закрывавших ее с головы до пят. Восхищенный необычным женским образом Майоль реально обрел свою вторую молодость. Последний период его жизни, связанный с Диной Верни, это момент, когда мастер "просыпается" заново и возвращается к новому этапу своего торчества, начиная создавать огромное количество живописных картин и фантастических скульптур. Дина словно заново возродила Майоля. Одним лишь прекрасным телом или красивыми волосами нельзя произвести мастера. Надо, чтобы кроме прочего, в вашей личности, в вашем характере было ещё что-то такое сверх-нестандартное, для того чтобы творческую составляющую художника и его талант поставить на поток, на кардинально новый уровень. Дине это удалось, она была настоящей Музой Во Плоти. Дина была музой Майоля, создавшего массу её великолепных картин и скульптур, Дина была музой Боннара, он написал её фантастический потрет, Дина была музой Матисса, у которого огромное количество работ и рисунков связанных с Диной Верни, Дина была музой Пикассо - Дина была Музой Всех... Ответить, чьей музой не была Дина Верни - будет гораздо труднее, так как вся русско-французская культура середины 30-40х годов, так или иначе встречалась с Диной и испытывала влияние её творческого и человеческого потенциала. Такие ситуации не бывают случайны, что-то было внутри этой маленькой хрупкой женщины, что-то неповторимое, она была словно "лакмусовой бумагой" таланта, она не просто видела его, она его выявляла и подсвечивала. И подобный талант, наверняка, чувствовал такую колоссальную подпитку, поэтому такое множество талантливых людей откровенно тянулись к Дине Верни. Она тонко подмечала и видела тех, кто тогда еще не вошел в настоящие анналы мирового искусства. Многие из них ещё даже не стали классиками - даже Аристид Майоль, который к тому времени хотя и являлся достаточно известным скульптором, но все-таки это не было Имя которые мы знаем сегодня, это имя Майолю сделала она - Дина Верни. Точно так же и Серж Поляков, который до этого долгие годы был лишь неплохим ресторанным гитаристом, а рисовал лишь так, между делом, для собственного хобби. Однако, именно Дина Верни увидела в Полякове великого художника (чьи работы оцениваются сейчас баснословными суммами), так же как она, находясь в СССР увидела талантливых живописцев в Кабакове, Шемякине и Булатове, в тот период, когда в родной стране почти никто не придавал особого значения тому, что они делают. Но она разглядела в этих людях талантливый потенциал, когда другие его по-просту не замечали, и она сумела его прозреть. Она зажигалась сама и зажигала своим огнём всех людей вокруг себя, которым Дина была необходима для творческого развития. Она была способна видеть настоящее и вписалась в эту французскую культуру, взяв от неё все, и при этом всегда оставаясь с абсолютно открытыми глазами, способными замечать вокруг себя всё самое прекрасное. Дина Верни - была женщиной, остававшейся ей до последнего дня, красавицей, вот так она чуствовала себя царицей и она и была такой, независимо от собственного возраста, независимо ни от чего.
В 1944-ом году, французский скульптор и художник Аристид Майоль, трагически погиб в автомобильной катастрофе (по одной из версий, авария могла быть спровоцированным актом подпольного Движения Француского Сопротивления, проводившим активные операции по устранению лиц подозревавшихся в коллаброцианизме - сотрудничестве с оккупационным нацистским режимом. Вина Аристида Майоля, в возможной связи с немецким руководством, на сегодняшний день осталась не доказанной и скорее всего является ошибкой. Вероятнее всего известный скульпотор пал жертвой беспрецендентной "охоты на ведьм"). После внезапной гибели, Майоль оставил Дине в наследство всё то, что он создал за долгие годы своего творчества, и это стоило огромных денег. И всё же, не это было самым главным. Майоль привил Дине любовь к живописи и практически безошибочный тончайший художественный вкус. Благодаря которому, после смерти мужа, она объездила всю Европу покупая картины никому не известных молодых художников, в итоге став обладательницей одной из лучших частных коллекций картин во Франции и вцелом в Европе.
Дины Верни (Dina Vierny) - за годы своей долгой и насыщенной событиями жизни, стала знаменитой европейской культуртрегершей, крупнейшей галеристкой и талантливой меценаткой. Выпускница Сорбонского Университета, в молодые годы она была активной участницей марксистско-троцкистской оппозиции и близкой подругой леворадикального политика, "короля французских сюрреалистов-эпатажистов" и популярного писателя Андре Бретона. В дальнейшие годы жизни, о своей партийной принадлежности Дина Верни предпочитала особо никогда не вспоминать, но её крепкая дружба с бунтарями и мятежниками «левого лагеря», такими как высланный из России анархист Виктор Кибальчич, организатор IV Интернационала Давид Руссэ и сын Льва Троцкого – Лев Седов, говорит сама за себя. В годы Второй Мировой войны бесстрашная и решительная Дина Верни являлась участницей военных действий в Испании и Движения Французского Сопротивления. Еврейка Дина Верникова-Эйнбиндер дважды была арестована Гестапо и провела жуткие месяцы в фашистких застенках (откуда, пользуясь своими широкими связями, свою любимую музу рискуя чудом вызволил Аристид Майоль). Впервые Дина Верни начала петь со сцены ещё во второй половине 30-х годов в популярных парижских кабаре-ресторанах, где собирались известные художники-сюрреалисты. Владелец известного ресторана на Монпарнасе, петербургский эмигрант Лев Доминик, не раз рассказывал о том, как Дина пела у него русские песни с такой удалью, что разношерстные посетители стоя аплодировали девчонке с гривой рассыпанных по плечам шикарных кудрей. А в 1951-ом году, желая делать всё профессионально, Дина Верни решила всерьёз заняться вокальным искусством и начала брать уроки пения у педагога по вокалу, однако, по мнению преподавателя, возрастное время для полноценного развития голоса у Дины, к сожалению, было уже упущено и достигнув с помощью активных занятий максимально возможного вокального уровня, вскоре Дина Верни всё-таки начала выступать на публике с программой классических цыганских и русских романсов, а её постоянным аккомпаниатором-гитаристом стал талантливый представитель эмигрантского цыганского музыкального "клана" Поляковых - Сергей (Серж) Поляков, с которым она познакомилась в 30-ые годы в одном из известных русских кабаре Парижа, где Поляков работал музыкантом (и которого, впоследствии именно Дина сделала известным художником, лично организовав первую выставку его работ во французской столице). А в 1975-ом году, как уже подробно упоминалось выше, Дина Верни записала на студии "Le Chant du Monde" свой единственный и известнейший альбом русского городского и лагерного фольклора "Chants Du Goulag" - "Песни Гулага" (названный у нас "Блатные песни"), который в разные годы неоднократно переиздавался во многих странах Запада и в России. Кстати, когда уже в пожилом возрасте, Дину Яковлевну иногда просили спеть, то в свои 75 лет (!) она пела так, что можно было реально заслушаться, у неё был фантастический голос, свой, узнаваемый, ни на кого не похожий, и ничуть не хуже, чем когда она пела в годы своей юности.
Дина Верни - красавица-модель и очаровательная неповторимая Муза многих известных классических художников и скульпторов - Аристида Майоля и Анри Матисса, Пьера Боннара и Пабло Пикассо, Рауля Дюфи и Сержа Полякова, соратница французского поэта-кинодраматурга Жака Превера и художника-авангардиста Марселя Дучампа, приятельница русского эмигрантского писателя-художника Сергея Шаршуна и известных французских актёров Жана-Луи Барро и Бернара Блие, с которыми Дине Верни довелось сниматься в нескольких французских художественных кинофильмах. Имея редкий художественный вкус и великолепный талант бизнес-леди Дина Яковлевна много помогала, поддерживала и открывала молодые начинающие таланты, устраивая им первые галерейные выставки в Париже, после которых многие молодые мастера становились известными на весь мир. У неё был несомненный дар видеть великое на растоянии, ещё в сыром зачаточном виде. Имена многих художников создала и сделала знаменитыми именно Дина. В том числе Дина Яковлевна активно помогала многим советским эмигрантским художникам-нонконформистам 60-80х годов - Илье Кабакову, Эрику Булатову, Владимиру Янкелевскому, Оскару Рабину и другим, а Михаилу Шемякину лично помогла выехать из СССР и сделать в Париже его первую персональную выставку.
Дина Верни являлась основательницей и владелицей самой старейшей художественной галереи во Франции, открытой ещё в 1947-ом году (и это была первая галерея в Европе, руководимая женщиной), а так же создательницей двух крупнейших музейных Фондов Аристида Майоля. Всю свою долгую и непростую жизнь Дина восхищалась величайшими художественными произвдениями французских и европейских мастеров искусства скульптуры и живописи, поп-арта и инсталяции, посвятив своей страсти и служению искусству всю жизнь, и приобщив к своему восхищению и семейному делу двух своих родных сыновей – братьев Бертрана и Оливье Лоркен. Кроме протекции художественного искусства, увлечённая и неутомимая коллекционерша Дина владела множеством других самых разнообразных коллекций, в числе которых две совершенно неординарных - коллекция уникальных старинных кукол разных народов мира, собранных самой Диной Верни, на основе которой она открыла великолепный музей редких кукол в Париже, а так же не менее уникальный парк отреставрированных старинных каретных экипажей 17-19 века (среди которых есть даже знаменитая карета 18-го века знаменитого французского политического деятеля и писателя Франсуа де Шатобриана). И это далеко не весь перечень увлечений страстной собирательницы всего прекрасного Дины Яковлены Верниковой. На территории её личного поместья, находящегося недалеко от Парижа, расположена первоклассная ферма по выращиванию великолепных породистых лошадей, успешно участвующих в ежегодных спортивных состязаниях и съёмках в кино. До сих пор во Франции в съёмках большинства исторических художественных кинокартин, участвуют превосходные лошади и изумительно-красивые восстановленные старинные кареты из частного собрания Дины Верни.
В 1964-ом году, вместе с министром культуры Франции Андре Мальро, Дина Верни осуществила крупномасштабную культурную акцию под названием «Проект Тюильри», передав во владение государству порядка 20-ти авторских бронзовых скульптур работы Аристида Майоля. 18 из которых были установлены в самом значительном и старинном городском парке - «Сад Тюильри», находящемся в историческом центре Парижа, как раз напротив знаменитого музея Лувр, где они и нахядятся по сей день привлекая множество туристов и гостей столицы. В большинстве этих великолепно-выполненных скульптурных произведений, созданных в стиле "Ню", Майоль навсегда обессмертил свою вечно юную музу Дину Верни. Многочисленные статуи Майоля с изображением Дины, парижские жители так и называют между собой - «Мадам Тюильри». За эту культурную инициативу, а так же создание двух замечательных музеев Майоля, ей присвоили титул Кавалера Ордена Почетного Легиона Франции.
Известный польский писатель и юморист Станислав Ежи Лец сказал как-то о Дине Верни: «Нелегко жить после смерти. Иногда на это нужно потратить всю жизнь!». Бессмертие было обеспечено Дине еще в юности - благодаря скульптору Аристиду Майолю. И большую часть жизнь Дина Верни потратила на то, чтобы оправдать свое право числиться и оставаться бессмертной. Для многих почитателей творческой личности Дины Верни, она до сих пор остаётся женщиной-загадкой. В Париже Дину Верни часто заслуженно называли - "историей искусства ХХ столетия в одной женщине" - и это действительно так. А ещё её называют - последней из великих и легендарных муз XX века! Дина Верни была похоронена 24-го января в субботу, на приусадебной территории её обширного поместья в Мэтанвиле, расположенного в окрестностях Парижа.
Последняя художественная выставка организованная Диной Верни под названием «К другим берегам» и открытая в парижском Музее Майоля, по своему составу будто бы мистическим образом оказалась русской. Выставка продлится в Париже до 2-го марта 2009-го года. Бесценные работы: живопись и графику Надежды Удальцовой, Александра Родченко, Соломона Никритина и других художников-авангардистов первой трети 20-го века, принадлежавшие известному всей Москве собирателю авангардной живописи и крупнейшему коллекционеру Георгию Дионисовичу Костаки (бывшему гражданину СССР, а ныне покойному греческому эмигранту, скончавшемуся в 1990 году), привезли из греческого Национального Музея Современного Искусства в Тессалониках, выкупившего редкостное собрание у наследников Георгия Костаки. Названием выставки послужил эскиз, созданный в 1923-ем году для литературно-публицистического журнала «К другим берегам» художницей Любовью Поповой. Вот так закольцовывается счастливая жизнь, даже когда она посвящена искусству: где бы ты ни жил, где бы ни умер, и язык, и образы провожают тебя точно те же, что и встречали...
В последние два десятилетия о творческой судьбе и жизни Дины Верни российскими кинематографистами было снято два документальных фильма.
© Специально для сайта-форума "Северная Энциклопедия"
09.02. 2009 год.
/По архивным и интернет-материалам/
видео-интервью Дины Верни Александру Фрумину 2008 год
Дина Верни - видеоклип на песню "Мадам Анжа" (ШансОнТВ)
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий