ЖОЗЕФ КЕССЭЛЬ (JOSEPH KESSEL)
ССЫЛКА НА СОХРАНИВШЕЕСЯ ЭКСКЛЮЗИВНОЕ «ВИДЕО-ИНТЕРВЬЮ С ДЖОЗЕФОМ КЕССЕЛЕМ – 1962 ГОД» (на французском языке).
Из Архива публицистических и культурных программ швейцарской Теле-компании «TV TSR Télévision Entreprise» (Geneva - Женева).
В 1962-ом году, знаменитый писатель и путешественник Жозеф Кессэль находясь проездом в швейцарском местечке "Crans-sur-Sierre", был приглашен на съёмку-интервью для телепередачи «Предисловия», в которой автор в присущем ему романтическо-публицистическом стиле, с интересом рассказывает о больших этапах своей жизни ведущему программы Бенжамину Ромье.
Дата интервью: 18 января 1962 года.
Специально для телепередачи канала «TV TSR»: «Предисловия» («Préfaces»).
Реализация проекта: Морис Холейн (Maurice Huelin)
Журналист-ведущий: Бенжамин Ромье (Benjamin Romieux)
В Память об известном писателе, журналисте, продюсере и меценете Жозефе Кессэле...
Известный французский писатель-романист, журналист-репортёр, неутомимый путешественник, а также меценат и продюсер Жозеф Кессэль - родился 10 февраля 1898 года в Аргентине, в небольшом городке Вилла Клара (Villa Clara) в провинции Энтре-Риос (Entre Ríos), где проживало множество эмигрантских общин из стран европейского Старого Света, в том числе немалая еврейская община. Его отец - талантливый врач Самюэль Кессэль (еврей по-национальности) был родом из Литвы, входившей в состав Российской Империи.
В конце 19-го века, отец Жозефа покинул Литву и уехал учиться в Медицинский Университет французского города Монпелье (носящий прозвище - "город трёх университетов"), где окончив обучение получил докторскую степень, и далее из Франции, для занятий врачебной практикой, Самюэль Кессэль отправился работать в Южную Америку, в Аргентину, где вскоре у него и родился сын - Жозеф. Ранние годы своего детства (до 7-ми летнего возраста) юный Жозеф провёл в Аргентине, где был приобщён семьёй и еврейской общиной к религиозной культуре Иудаизма. Однако, из-за частых рабочих командировок и переездов отца, судьба впоследствии вновь забросила семью Кессэлей в Царскую Россию, на противоположную сторону планеты, из Аргентины на Южный Урал, в крупный Губернский центр - город Оренбург ("Степная Пальмира" или "Ворота в Среднюю Азию", как тогда величали сей досточтимый город в народе), в котором семья Кесселэй прожила почти четыре следующих года, с 1905-го по 1908-ой.
Немного истории: Оренбург был основан в 1743-ем году, как приграничный город-крепость охранявший юго-восточную границу России. Одновременно, город должен был служить центром новых хозяйственно-экономических отношений с многочисленными народами Востока, что в первую очередь предполагало развитие торговли. Поэтому долгое время город-крепость Оренбург носил и военный, и торговый характер. Оренбург был построен на стыке казахских степей и башкирских земель и стал главным центром учрежденного Императрицей Елизаветой Петровной - Русского Оренбургского Казачества (одного из крупнейших казачьих обединений царской России, составлявших более 400-сот тясяч военнослущащих, во все времена преданных и верных правящей Императорской Династии (в годы Революции и Гражданской войны, это обстоятельство во многом предопределило тяжёлую борьбу за город и губернские территории, занимавшие ключевое положение на Южном Урале).
К началу 20-го века, Оренбург стал крупнейшим центром торговли России с Казахстаном и Средней Азией. С постройкой в 1877-ом году железной дороги "Самара — Оренбург" промышленность города резко возросла, открылось множество заводов и фабрик, а с окончанием в 1905-ом году строительства важнейшего железнодорожного пути "Оренбург — Ташкент", открывшего путь для свободной торговли со всей Средней Азией, город стал одним из важнейших транспортных узлов, снабжавшим различными и самыми необходмыми товарами Москву и Петербург. К 1905-му году население Оренбурга составляет почти сто тысяч жителей самых разных национальностей и вероисповеданий. Переселенческая волна, активно охватившая эту часть Российской Империи (где ещё недавно на пространстве в сотни вёрст нельзя было встретить ни единой живой души) в начале 20-го столетия начинают рости огромные русские поселения.
Оренбург рос прямо на глазах, на окраинах возникали всё новые и новые улицы, а в старой части города вместо неприглядных лачуг появлялись фешенебельные особняки в стиле модерн и доходные четырёх-этажные дома, бурно развивалось кооперативное движение, увеличивались банковские капиталы, набирала обороты общественная жизнь. В городе открывается самостоятельная Православная Оренбургская Епархия и Оренбургское Духовное Училище, строится несколько православных храмов, в том числе и мусульманских мечетей. С началом 1890-х выпускается несколько периодических изданий "Оренбургская газета" и газета "Ведомости", вскоре в городе появляется Телеграф. Открываются многочисленные Синематографы (кинотеатры) и городские библиотеки. А с 1869-го, в Оренбурге начинает работу старейший в России - "Оренбургский Областной Драматический Театр", в котором демонстрируются все самые новомодные спектакли лучших русских писателей-классиков и драматургов, идут пъесы и водевили, наиболее популярнейшие в России тех лет, а в историю Оренбургского Драм-Театра навсегда вписаны имена великих русских актеров: Пелагеи Стрепетовой, Веры Комиссаржевской, Модеста Писарева, Михаила Тарханова, Николая Светловидова, Митрофана Иванова-Козельского, Владимира Андреева-Бурлаки, а также талантливых артистов: А.Рассказова, А.Анненковой-Бернар, Летара, А. Добротини, В.Петипа. Приезжали с гастролями и многие другие «звезды» провинциальных и императорскых театров, а также выступали с концертами знаменитые певцы и певицы. В начале 20-го века в Оренбурге функционировало немало учебных заведений, средних и начальных школ, а также школ народного образования (для борьбы с безграмотностью). Кроме прочего, как и в любом другом приграничном городе России, в городе находилась знаменитая военная школа - "Оренбургское Окружное Юнкерское училище", готовившее молодых казаков к офицерским чинам "Хорунжего" и "Подхорунжего". И процент грамотности среди казачьих офицеров был самого высокого уровня.
Собственно, вот таким, в то не очень спокойное время и являлся Губернский центр - город Оренбург - приграничная территория на юго-восточных рубежах Российской Империи. Здесь же, юный Жозеф Кессэль вскоре поступил на учёбу класс начальной школы. Иногда посещая с родителями популярный и только-только появившийся в мире Синематограф, а также городскую библиотеку и знаменитый Оренбургский Драматический Театр, тем самым получая достаточно приличное (пусть и провинциальное) культурное образование, а главное, не по-наслышке и изнутри молодой Жозеф познал истинную жизнь русской глубинки и трагических реалий Российской Смуты, спустя 7 лет толкнувших Российскую Империю (ставшую второй родиной Жозефа и родиной его родителей) в пучину безвластия, Революции и Гражданской войны...
Однако, несмотря на видимое спокойствие и подающее большие надежды социально-экономическое развитие Оренбургской Губернии, отзвуки Первой Русской Революции 1905-1907х годов всё же докатились и сюда. В результате трагического поражения Российской Армии в Русско-Японской войне 1904—1905 годов, показавшей полную несостоятельность действующей формы правления в Российской Империи, падение Порт-Артура и проигрыш в войне произвёл на простой народ весьма удручающее впечатление, стало расти недовольство Российским Правительством и существующим строем. И этим неблагоприятным исходом войны и массовым дезиртирством военнослужащих, активно воспользовались уральские большевистские Комитеты РСДРП Оренбурга, Челябинска и Екатеринбурга, а после событий в Москве 9 января 1905 года и началом Первой Русской Революции, уже на следующий день в Оренбурге появились провокационные листовки большевистского Комитета РСДРП, призывающие народ к масовым забастовкам и беспорядкам. Уже в марте 1905-го года началась крупная стачка рабочих Главных Железнодорожных Депо и мастерских Оренбурга, а в июне-июле 1905-го объявили забастовку ремонтники Железнодорожной станции Оренбург и Главных Мастерских Оренбургско-Ташкентской железной дороги. К началу осени 1905-го массовые волнения и сопротивления властям начались и среди крестьян Оренбургского Губернского Уезда. Всего же, только за 1905-ый год в Оренбургской Губернии прошло 26 крупных и средних забастовок, 13 митингов и несколько народных демонстраций.
В начале декабря 1905-го, Первая Русская Революция в России постепенно стала переростать в контролируемое большевиками вооружённое восстание. 15-го декабря была предпринята попытка поднять вооружённое восстание и в Оренбурге, но, к счастью, оно было быстро подавлено казачьими войсками. Следует обязательно отметить, что события Первой Русской Революции 1905–1907 годов, подогреваемые террористическиими группировками большевистских социал-демократов и докатившиеся за тысячи вёрст от Москвы и Петербурга до Южного Урала, прошли в Оренбурге практически без особого кровопролития, чему в большей степени способствовали либеральные взгляды Генерал-губернатора Оренбургской Губернии, Якова Фёдоровича Барабаша. Его лояльность, спокойствие и терпимость в дни очередного безвластия и "народных волнений" были высоко оценены всеми, кто находился в те годы в Оренбурге. В то время, когда в других городах разыгрывались более кошмарные действия, Оренбург остался вне всяких погромов и беспорядков, благодаря губернатору Я.Ф.Барабашу. Лично сам неоднократно появлявшийся среди шумных трудно-контролируемых толп демонстрантов, убедительные увещевания оренбургского генерал-губернатора, обращённые к бурно настроенным толпам, всегда действовали самым успокаивающим образом. Даже наиболее бурные и револючионно-настроенные элементы, не смогли игнорировать его строго убедительных объяснений и слов, и именно поэтому Оренбург, в 1905-1907 годы сумел избежать той всеобщей вакханалии, царившей в то время во многих городах Российской Империи.
Однако, несмотря на относительно спокойное развитие событий на Южном Урале, в конце 1908-го года, когда Жозефу должно было исполниться 11 лет, его родители крайне обеспокоенные дальнейшим развитием ситуации в Царской России: чередой политических убийств известных государственных деятелей, нарастанием терактов и созданием Вооруженных Большевистских Организаций, увеличением числа массовых забастовок, беспорядков и крестьянских волнений, восстаний в армии и на флоте, расстрелами народных демонстраций, неминуемости крупного аграрного кризиса и возможности голода в стране, участившихся еврейских погромов (крупные из которых уже прошли в Одессе, Ростове-на-Дону, Минске, Екатеринославе, Симферополе и Орше), а также окончательным роспуском Российской Государственной Думы и назреванием острейшей необходимости кардинальных реформ в стране — родители Жозефа Кессэля принимают решение навсегда переехать из неспокойной России в Западную Европу, поскольку даже на родине отца в прибалтийской Литве, националистически-настроенные литовские политические круги, "окрылённые" Первой Русской Революцией в России 1905-1907 годов, начали требовать автономной независимости Литвы от царской Российской Империи, творя беспорядки и бесчинствуя на территории западно-российских литовских земель (принадлежавших Росии уже более 125-ти лет), в результате сопутствующих беспорядков, наиболее активные противники непризнанных Российской Империей решений "Вильнусского Сейма", открыто игнорировавшие царские имперские органы власти и российские законы, в итоге были репрессированы, заключены в тюрьмы и отправлены в длительные ссылки или же были вынужденны надолго эмигрировать из Литвы.
В результате столь накаляющейся с каждым годом политической обстановки и в России и Прибалтике, в конце 1908-го года семейство Кесэлей покидает российский Оренбург и решает далее эмигрирвать в более спокойную Францию. Находясь во Франции, молодой Жозеф Кессэль в начале получает среднее образование в лицее "Masséna" в Ницце, а затем продолжил своё обучение в престижном лицее "Louis-le-Grand" в Париже, и в итоге к 16-ти годам получил превосходное высшее образование. Однако, спокойствие в Центральной и Западной Европе оказалось лишь временным. Всё последнее десятилетие, играя с огнём, Европа из-за накопившихся территориальных претензий между странами, балансировала на самой грани начала Первой Мировой Войны, вовлёкший в свой "кровавый котёл" почти все европейскиие державы. И августе 1914-го в Европе начинается Первая Мировая война, в которую, наровне с другими крупными державами, вступает и Франция.
Молодым 16-летним юношей, Жозеф Кессэль по-началу почти год работает простым санитаром в военном госпитале. А в 1915-ом году, в возрасте 17-ти лет, Жозеф Кессэль пишет свои первые небольшие заметки-публикации о войне для французской политической газеты "Journal des Débats".
Затем, в том же 1916-ом, будучи соблазнённый своим младшим братом (учившимся в Консерватории) работой в театре, Жозеф Кессэль сыграл несколько пробных ролей актером второго плана на сцене знаменитого парижского Театра "Одеон" (Odéon). К тому времени, Первая Мировая война находилась в самом разгаре и в конце того же 1916-го года, достигший 18-летнего совершеннолетия Жозеф Кессэль принимает смелое и отчасти авантюрное решение, вопреки родителям поступая добровольцем на военную службу во Французскую Легион, принимает участие в боях, вначале в артиллерии, а затем окончив курсы пилотов, переходит на службу в военную авиацию, где служит лётчиком французской Эскадрильи "S.39".
Как гласит история, Первая Мировая война закончилась для Жозефа Кессэля в конце 1918-го года, лётной военной миссией в Сибирь. Находясь в возрасте 20-ти лет и вернувшись во Францию в звании Старшего Командора Почетного Французского Легиона, имея Крест "За Боевые Заслуги 1914-1918 гг." и Военную Медаль "За проявленную доблесть", Жозеф Кессэль после завершения боевой службы, подаёт прошение на получение французского гражданства и вскоре полноправно его получает. К тому моменту, Жозеф Кессэль в свои 20 лет, кроме накопленного жизненного и боевого опыта, в силу разных причин уже фактически дважды сумел объездить вокруг Земного Шара.
По возвращению в Париж, Жозеф вновь возобновляет свое сотрудничество с политической газетой "Journal des Débats", а также сотрудничает с газетами и журналами "La Liberté", "Figaro", "Mercure de France" и другими изданиями. Но, столкнувшийся со своей стойкой потребностью к авантюрным приключениям и поиском незаурядных людей и событий, Жозеф Кессэль решает одновременно начать двойную карьеру - крупного журналиста-репортера и писателя-романиста. Начиная с 1922-го года он начинает писать романы, в итоге став автором нескольких десятков известнейших новелл и романов, ряд из которых впоследствии были экранизированы (как, например, известный фильм знаменитого испанского режисера Луиса Бюнюэля "Красавица и Подмастерье" (1967), снятый по роману Ж.Кессэля). Некоторые из романов писателя получили главные призы Гран-При "За Лучший роман Года" от Французской Академии. Как журналист и репортер, Жозеф Кессэль прошёл через две Мировых войны и в последующие годы неоднократно бывал в самых разных "горячих точках" планеты; следил за драмой Ирландской Революции и войной Израиля с Палестиной за независимость; исследовал истоки прихода нацистов к власти в Германии и объездил почти всю Африку; находился во время войны 1936-39 годов в Испании, побывал в пустыне Сахара на самых первых авиа-почтовых линиях и плавал с настоящими работорговцами Красного моря; путешествовал в Китай, Индию, Бирму, Палестину и Афганистан... Во многих сюжетах его литературных романов нашли отражение его собственные наблюдения. Неоднократно Жозеф Кессель писал новеллы и о России.
Во время Второй Мировой войны он становится военным репортером и много времени находится на фронте и в Армии Французского Сопротивления. А в 1943-ем году, Жозеф Кессэль вместе с другим не менее известным французским писателем Морисом Дрюоном, перевели с русского языка на французский знаменитую песню Второй Мировой войны - "Песню Партизан" (""Le Chant des Partisans"), написанную певицей и автором-исполнительницей Анной Марли (нашей бывшей русской соотечественницы-эмигрантки из аристократической семьи, негода бежавшей из охваченного Революцией Петербурга в Париж - Анны Юрьевны Смирновой-Марли). Переведенная на французский язык "Песня Партизан" стала одним из главных гимнов Свободных Французских Сил Сопротивления немецким оккупантам. Долгое время истинный автор этой композиции была неизвестна, но наконец её имя становится широко известно не только во Фрнции, но и в мире, а её песни в 50-60-е годы, исполняли в своём репертуаре такие супер-знаменитые французские исполнители, как Эдит Пиаф и Ив Монтан, и американские - Леонард Коэн и Джоан Баэз. С тех пор множество французских певцов записали знаменитую композицию "Песня Партизан". И с учётом огромной важности и просьб многочисленных приверженцев данной песни "Le chant des partisans" композитора Анны Марли, в 1985-ом году, на праздник по случаю сороковой годовщины освобождения Франции, лично президент Франсуа Миттеран наградил Анну Марли высоким государственным званием - Кавалера Почётного Легиона Франции.
А Жозеф Кессэль, в 1945-ом году получает ещё один Почётный воинский Крест "За Боевые Заслуги 1939-1945 гг." и звание Командора Искусств и военного Журналиста-Репортера. С 1962-го по 1979-ый годы, знаменитый писатель-ромнист, автор более полусотни романов и авторских статей, являлся заслуженным членом Французской Академии. В 60- годы, Жозеф Кессэль - большой любитель цыганского пения и музыки, а также близкий и давний друг артистического семейного клана Димитриевичей, помогает свои старым друзьям (с которыми его связывало прочное знакомство ещё с конца 20-х годов прошлого века) помогает записать и продюсирует ряд песенных синглов и долгоиграющих пластинок знменитому исполнителю цыганских и русских песен Алёше Димитриевичу и его сестре - замечательной певице Вале Димитриевич.
Писатель Жозеф Кессэль скончался на 81-ом году жизни в окружении своих близких 23-го июля 1979-го года, от разрыва аневризмы. Жозеф Кессэль умер в местечке Avernes (где писатель жил долгие годы и имел огромную личную библиотеку), расположенном во Французском Департамента Валь-д'Уаз (Val-d'Oise) в регионе Иль-де-Франс (Île-de-France) и похоронен в южной части Парижа на Кладбище Монпарнасс (Cimetière du Montparnasse), излюбленном месте многонациональной парижской богемы, где похоронено очень много в прошлом видных и знаменитых деятелей культуры и искусства. Говорят, последними словами, сказанными писателем перед смертью, стала фраза: «Наш Мир чрезвычайно экстраординарен и интересен, посмотрите, насколько это красиво...».
Долгие годы после смерти известного писателя и по сей день, во Франции в качестве вознаграждения ежегодно вручается Литературная Премия имени Жозефа Кессэля, лучшим молодым французским писателям, авторам ставших поулярными романов.
* * * * * *
(с) Материал подготовлен специально для сайта-форума «СЭ» (09.02.2009 г.)
Комментариев нет:
Отправить комментарий