Цыганская певица Ляля Черная. Документальный фильм
Ляля Черная Родилась 15 февраля 1909 года в Нальчике, в семье московского дворянина, Сергея Алексеевича Киселёва и цыганки Марии Георгиевны Поляковой, певицы и плясуньи Стрельненского цыганского хора И. Лебедева.
Впервые вышла на сцену в 13 лет, как плясунья, с хором московских цыган Егора Полякова в ресторане «Арбатский подвал». В 15 лет была уже знаменитостью и выступала с хором Е. Полякова на эстраде, в том числе и в тематических концертах, посвященных цыганскому пению, которые проводились каждый год в Колонном зале, Большом и Экспериментальном театрах. Исполняла цыганские народные и бытовые песни: «Я цыганкой родилась», «Серьги-кольца», «Садо-виноградо», «На заре не слышу», «Не уезжай» и др., которым научилась у своей матери. Особенно поражали зрителей её пляски, отмеченные богатством ритмов, музыкальностью и пластичностью.
Со дня основания в 1931 году Ляля Чёрная работала в театре «Ромэн». В первом спектакле «Утро и вечер» сыграла эпизодическую роль, однако вскоре благодаря яркому артистическому дарованию стала ведущей актрисой этого театра.
С большим успехом сыграла ряд главных ролей в таких спектаклях, как «Жизнь на колесах» А. Германо (Грина), «Цыгане» (Земфира), созданному по произведениям А. Пушкина, «Кровавая свадьба» (Невеста) Г. Лорки, «Все о тебе» (Люба) А. Афиногенова, «Дочь шатров» (Инка) И. Ром-Лебедева и др.
Особенно полюбилась зрителям Грушенька Ляли Чёрной в спектакле «Грушенька» по повести Н. Лескова «Очарованный странник», который шел на сцене театра более 1000 раз.
Ляля Чёрная покоряла своей красотой, изяществом, пластичностью и подлинным цыганским темпераментом.
Снялась в фильме «Последний табор» в роли Альты.
Цыганские песни в её исполнении «Бродяга» и «Ты, ветер» из этого кинофильма были очень популярны. Помимо цыганских песен и романсов из спектаклей «Грушенька» («Я цыган-удалец», «Доля», «Челнок»), «Все о тебе» («На заре не слышу», «Как хорошо») и кинофильма «Последний табор», Ляля Черная записала на диски песни и романсы в собственной обработке «Когда цыганка говорит» (старинный цыганский напев), «Я хочу умереть, не любя» (муз. Я.Фельдмана, ст. Л. Печорина), «Мой костер» (ст. Я. Полонского) и др.
Бесспорное влияние на ее творческую судьбу оказали мужья— М.Яншин (1934-1942) и Н.Хмелев (1942-1945), выдающиеся актеры Московского Художественного театра.
Последние годы, когда актриса была мало занята в текущем репертуаре, она с большим энтузиазмом передавала свой опыт молодым артистам, уделяя им много внимания и душевного тепла. Едва ли не до последних месяцев жизни Ляля Чёрная с огромным успехом участвовала в разного рода эстрадных концертах с исполнением цыганских народных песен и романсов.
(Е. Сариева).
Заслуженная артистка РСФСР (1960).
Ушла из жизни 2 сентября 1982 года в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище (2 уч. 17 ряд, 12 могила), рядом с мужем Николаем Хмелёвым.
Источник: http://www.kino-teatr.ru/kino/acter/sov/5655/bio/
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий