Юрий Морфесси. Книга воспоминаний


Юрий Спиридонович Морфесси родился в Одессе, в семье адвоката, выходца из Греции. По национальности грек. В юности Юрий хотел стать архитектором. Обладая способностями к черчению и рисованию он поступил в греческое коммерческое училище. Имея хороший слух и голос, начал петь в церковном хоре, увлекался театром, был завсегдатаем домашних музыкальных салонов, где заметили его неординарный талант. Согласно семейной легенде, в доме известной одесской "меломанки" Э.П.Цакни, пение молодого Юрия слушал выдающийся итальянский певец, "король баритонов" ХХ века Маттиа Баттестини, порекомендовавший юноше посвятить себя опере. Юрий начал брать частные уроки пения, собирался ехать для обучения вокалу в Италию, но так и не раздобыл достаточно денег.

В семье Морфесси было трое детей. Юрий, Денис и Надежда очень рано остались без отца. Но мать смогла вырастить троих детей, дав им хорошее воспитание и образование. Юрий становится певцом с мировой славой. Денис - композитором, руководителем хора в Одессе, преподавателем пения, создал несколько прекрасных романсов, которые всюду звучали в исполнении брата (например, замечательный романс "Я помню вальса звук прелестный"). Сестра, Надежда, тоже стала певицей. Но вернемся к детству Юрия. У Юры Морфесии обнаружился красивый, чистый и удивительно звонкий голос. Мальчишкой он уже знал многие оперные партии, немало часов проводя в Театральном переулке Одессы, слушая через раскрытые окна голоса артистов и советы их учителей.

Однажды, во время прогулки по Приморскому бульвару, Юрий обратил внимание на множество людей, обступивших какой-то ново-модный аттракцион. Собравшиеся с любопытством разглядывали некий "ящик с трубой". Это был фонограф. За небольшую плату любой желающий мог записать и тут же прослушать свой голос. "Попытка-не пытка", решил Юрий и напел романс "Дремлют плакучие ивы". Когда запись была воспроизведена, к Юрию внезапно подошел стоящий рядом мужчина. К удивлению Морфесси, его пением заинтересовался находившийся рядом импрессарио Одесской оперы. Похвалив за хорошо исполненный романс, он предложил ему прийти на прослушивание в Одесский оперный театр - вскоре, несмотря на отсутствие музыкального образования Морфесси был принят в труппу и начал обучатся в одесской консерватории, в классе вокала П.Б. Борисова. Поставленный от природы голос и врожденная артистическая интуиция способствовали тому, что вскоре начинающему певцу сразу доверили ответственную роль - "партию Валентина" в "Фаусте" Ш.Гуно. В этой роли, в компании русских и зарубежных знаменитостей и состоялся первый крупный дебют Юрия Морфесси.

В 1903 году Морфесси на короткое время устраивается в Киеве, в оперную труппу театра "Шато де Флер". Нелегко пришлось молодому певцу, но благодаря неутомимой работоспособности, прекрасным вокальным данным, в 1904-ом году Морфесси уже исполнял ответственные партии.Однако оперная карьера длилась недолго. Он понимал: чтобы петь на большой сцене с великими мастерами, нужно много учиться. Материальные трудности не позволяли серьезно заниматься музыкальным образованием и после недолгой работы в киевской оперной труппе М.М.Бородая, в конце очередного театрального сезона Морфесси подписывает контракт на работу в опереттах(более «легкий» песенный жанр) и в 1905-ом году едет в Ростов-на-Дону. Тут он выступает с такими мастерами сцены, как Монахов, Пионтковская, Давыдов и Жулинская. В Ростове-на-Дону к нему приходит настоящая известность и популярность. Постановки шли с таким успехом, что слава о них докатилась и до столицы. Вскоре Монахов, Пионтковская и Морфесси были приглашены И.Северским на выгодный контракт в Санкт-Петербург.

В Петербурге Морфесси выступал в лучших опереточных труппах, в оперетте С.Новикова и одновременно заключил контракт с варьете «Олимпия». В сопровождении своих постоянных аккомпаниаторов - гитаристов Саши Макарова (автор романса «Вы просите песен...») и Де-Лазари пел в театрах-буфф, в различных варьете и концертных залах, совершал большие концертные поездки по России. Об одном из представлений в те годы писали: "Юрий Морфесси, кумир столичной публики, любимец завсегдатаев оперных театров, привлёк всех не только благородной внешностью героя, но и большим внутренним обаянием, чудесным баритоном, которым он овладел в совершенстве".Его текущий репертуар тех лет: оперетты Ж.Оффенбаха, И.Штрауса, К.Миллекера.
Одновременно Морфесси выступал на различных вечерах, исполняя русские песни. Однажды его услышал Фёдор Шаляпин: великого артиста покорил свежий, бархатный тембр голоса, задушевность исполнения. Тогда-то он и назвал Морфесси "Бояном русской песни". Немногим Шаляпин давал такие оценки.

Как-то с друзьями, в один из свободных дней Морфесси посетил "Новую деревню", местечко и ресторан под Петербургом, издавна облюбованное кочевыми цыганами, где выступали известные цыганские хоры Николая Шишкина и Егора Полякова. Пение цыган так взволновало и поразило певца, что вскоре он оставил оперетту и целиком перешел на эстраду, где стал строго выбирать репертуар и в последующие годы приобрёл огромную популярность. Этому способствовал не только модный репертуар, прекрасная сценическая внешность, но, и главным образом, удивительная красота голоса певца и благородная манера исполнения.
Юрий Денисович Морфесси, родной племянник певца, вспоминал: "Приблизительно в 1907-1908 годах он выступал в сольных концертах как исполнитель русских народных песен и модных тогда цыганских романсов. В 1912-ом году Юрий Спиридонович окончательно оставил оперетту и целиком перешел на эстраду, работал в петербуржских эстрадных театрах: "Буфф", в "Панаевском" театре, и в театре "Кривое зеркало",

С 1911 года Морфесси начинает записываться для граммофонных фирм "Зонофон" и "Пишущий Амур". Всего было записано 74 произведения. Огромными тиражами выходят его пластинки, где исполняются арии из оперетт, русские и цыганские песни, романсы. Несколько романсов Морфесси исполняет на цыганском языке. Певица О. Янчевецкая вспоминала: "Как и Александр Вертинский, он умел в трехминутной песенке поведать целую судьбу человека. Слушаешь его - и мысленно представляешь его героев, они ощутимы и зримы. А такое, к сожалению, дается не каждому артисту, не каждому певцу." Морфесси дает множество благотворительных концертов, выступает в разных городах страны, а так же в Москве, в театрах "Эрмитаж", "Летучая мышь", и в знаменитом "Яре". Он становится необыкновенно популярным. Многие композиторы считают за честь поместить на обложках своих только что опубликованных произведений посвящение: "Талантливому Артисту-Певцу, Баяну русской песни и романса - Юрию Морфесси". Издатели наперебой добивались права на титульных листах свежих изданий помещать рекламу: "Репертуар известного исполнителя цыганских романсов, любимца публики Юрия Морфесси" - с перечислением его "коронных" номеров. В июне 1915 года, Юрий Морфесси удостаивается чести получить приглашение и выступить перед Императорской семьей на царской яхте "Полярная звезда", в том же 1915-ом, он открывает в Петербурге элитарное кабаре "Уголок", для "талантов и поклонников".

В репертуаре Юрия Морфесси звучат романсы: «Плакучие ивы», «О, позабудь былые увлеченья», «Пара гнедых», «Эх, раз, еще раз», «Я пережил свои желанья», «Вы просите песен», «Хризантемы», «Ямщик, не гони лошадей», «Жалобно стонет», «Я помню вечер», «Не весь я твой», «Как хороши те очи», «Помнишь ли ночь» и другие. Юрий Морфесси стал первым исполнителем популярной песни «Раскинулось море широко», которую он услышал ещё юношей в Одессе. Популярностью, в исполнении певца пользовались городские и народные песни: «Кирпичики», «Маруся отравилась», «Бублички», «Умер бедняга», «Ухарь-купец», «Чубчик», «Душегрейка», «Коробейники», «Мурочка», «Сухая корочка», «Я мила друга знаю по походке», «Эй, ямщик! Гони-ка к Яру!» и другие. Специально для него писали песни Лев Дризо и Юрий Рик, Саша Макаров и Дмитрий Николаев. В свои концерты артист часто включал и произведения, написанные для него братом, Денисом Спиридоновичем Морфесси, обладавшим неплохими композиторскими данными. Иногда и сам певец сочинял тексты и музыку для своих песен. Из воспоминаний певицы Ольги Янчевецкой: "Юрий Морфесси выступал на сцене в белой косоворотке и купеческом кафтане, иногда в поддевке и сапогах, а иногда в черкеске и во фраке. Любимец публики, он был очень красивый, плотный, всегда держался прямо, а его исполнение и экспрессия были великолепны". С началом первой мировой войны (1914), в его репертуаре появились песни патриотического содержания: «Пожар московский», «Рвемся в бой», «Казак Крючков» и ряд других композиций. Известность артиста, его дарование и внешние данные привлекли к нему внимание начинающего российского кинематографа. В 1912-ом году Морфесси снялся в "немых" кинофильмах «Петля смерти», «Княгина-цыганка», «Веселый мертвец» и др.

Осенью 1917-го года, во время гастролей по Дальнему Востоку Морфесси узнает о революции и возвращается в Петербург, но услышав слух о расстреле царской семьи, снова возвращается в Одессу, где начиналось его театральное творчество. В 1918-ом, на первом этаже Одесского "Дома артистов", он открывает кабаре-ресторан "Юрий Морфесси". На втором этаже находилось фешенебельное кабаре при столиках, с программой "Летучая мышь". Третий этаж - карточный клуб. В кабаре Юрия Морфесси выступали такие знаменитые исполнители, как Иза Кремер, Надежда Плевицкая, Лидия Липковская, М.Троицкий, А.Вертинский и молодой Леонид Утёсов. Сам Юрий Морфесси, также принимал участие в программах Дома артиста. Одним из коронных номеров Морфесси был романс А.Макарова «Вы просите песен, их нет у меня». Но с середины 1919 года дела в кабаре начинают идти все хуже и хуже, в 1920-ом году на греческом корабле-эсминце "Пантера", взявшем курс на Константинополь, Морфесси вынужден покинуть Россию. Покинули ее и Иза Кремер, Надежда Плевицкая и Александр Вертинский...

Начались долгие годы эмиграции и гастроли по Европе: Венеция, Австрия, Румыния, Чехословакия, Болгария, Польша, Латвия, Франция. "Баян русской песни" - Юрий Морфесси объехал с концертами несколько стран, тщетно пытаясь найти постоянный заработок, и наконец оказывается в Париже. Юрий Спиридонович Морфесси поет в лучших ресторанах, сначала в "Тройке", потом в фешенебельном "Кавказе" Балиева, затем – долгое время в парижском ресторане "Эрмитаж". Аккомпанировал ему, известный в русской эмиграции, оркестр под управлением князя Голицына. Гастроли 1929 года Морфесси заканчивает в рижском кабаре "Альгамбра" и получив годовой ангажемент в Югославии, уезжает в Белград. Популярность его, многие годы была велика, концерты всегда проходили с аншлагами. В апреле 1931 года вернулся в Париж с молодой женой Валентиной Лазовской. Затем едет в Германию для записи грампластинок. Еще в России граммофонные фирмы вели борьбу за право записать Юрия Морфесси. Граммофонные фирмы "Парлофон", "Одеон", "Полидор", "Сирена-Электро" в 30-е и 40-е годы сделали около 100 записей песен и романсов в его исполнении. Именно Юрий Морфесси, а не Петр Лещенко стал первым исполнителем знаменитого танго Оскара Строка "Черные глаза", и именно в его интерпретации танго стало всемирно популярным. В репертуаре, пристально следившего за жизнью в СССР Морфесси, постепенно появляются и произведения советских композиторов: Блантера, Дунаевского, Фомина, Прозоровского. Морфесси поет "Катюшу", "Вольный ветер", "Сердце" из кинофильма "Веселые ребята"(к песне "Сердце" он даже написал дополнительный куплет).


По возвращении из Германии, Юрий Морфесси расходится с женой и покидает Париж, продолжая гастроли по Европе в 1933 году делает ряд записей в Польше. В 1935-ом Морфесси надолго остановился в Югославии. В Белграде, в 1937 году Морфесси выступает в баре "Казбек", где знакомится с известным певцом Константином Сокольским из Риги. Они начинают выступать вместе, а затем переезжают в Загреб. В 41-ом году Морфесси вернулся в Париж, но когда немцы оккупировали Францию и попытались привлечь певца к антисоветской пропаганде, Юрий Морфесси вынужден был уехать в Англию. После войны Морфесси возвращается в Париж, но уже практически не выступает. Слава его прошла, болезни, тяжкое разочарование в последнем браке, гложущая тоска по России отнимают последние силы. Встречавшиеся в Париже с Юрием Морфесси в один голос утверждают, что немногие из русских эмигрантов переживали разлуку с родиной так трагически, как Юрий Спиридонович. Ностальгия по родине не оставляла его до конца жизни. В 1957 году больной, в нищите и одиночестве Юрий Спиридонович Морфесси - "Боян русской песни", окончил свои дни. Он умер гражданином России, так и не приняв никакого другого гражданства. Юрий Морфесси скончался в Париже, в возрасте 74-х лет, и похоронен в Лондоне. В последние годы жизни, Юрий Морфесси написал книгу о своей судьбе «Жизнь, любовь, сцена», изданную в Париже и Берлине.

В России интерес к жизни и творчеству Юрия Морфесси с годами не исчез, количество поклонников его таланта велико, его голос часто звучит в радио-передачах, о нем написан ряд очерков, его романсы продолжают звучать с эстрады, в последние годы выпускаются музыкальные компакт-диски с его песнями.



/По материалам книги "Незабываемые певцы", автор Юрий Сосудин/


Интереснейшая и редкая автобиографическая книга Юрия Спиридоновича Морфесси "Жизнь - Любовь - Сцена", изданная в 1931 году в Париже издательством "Старина"





Комментариев нет:

Отправить комментарий